Некрасов о чае

Многим знакомы сценки с чаем, которые то и дело мелькают на страницах «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Не вдаваясь в подробности, отмечу сценку, когда Манилов, провожая взглядом удалявшуюся бричку с Чичиковым, размечтался о жизни на берегу какой-нибудь реки с видом на Москву, чтобы «там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах».

Не забыли о чае и мужики в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», когда после долгих споров они сошлись всего на малых пожеланиях:

— Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка По полупуду в день, —
И так бы мы Русь матушку Ногами перемеряли!—
Сказал угрюмый Пров.
— Да по ведру бы водочки,
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
— Да утром бы огурчиков Соленых по десяточку, —
Шутили мужики.
— А в полдень бы по жбанчику Холодного кваску.
— А вечером по чайничку Горячего чайку...

Пусть к вечеру, но все же чая мужики хотели. Чай успокоил и привел бы их в норму после всего, что они могли употребить ранее.

Хмеля вволю хотели же, однако, «братья Губины». И хмель губил многих на Руси во все времена. Пришествие чая на российскую землю и возникшая традиция русского чаепития становились противовесом хмельному застолью. Это оценили со временем руководители обшир-ных мусульманских общин, а также иерархи Русской православной церкви. В конце XIX в. церковь была в числе инициаторов организации чайных плантаций на Юге России.