Чаепитие в России

Чаепитие, как национальная традиция россиян, было ярко продемонстрировано осенью 2003 г. у стен Кремля во время ежегодного празднования Дня Москвы. На Васильевском спуске были разбиты красочные шатры по случаю первого Всемирного фестиваля чая, придуманные известным дизайнером и сценографом Борисом Красновым. В этих шатрах был создан национальный колорит «особенно чаепьющих стран» с демонстрацией чайных церемоний, способов заваривания чая и различных чайных сортов. Многочисленной публике тут же предлагали чаи и угощения. Звучала музыка, и прямо возле Красной площади можно было любоваться представлениями русских, индийских, китайских фольклорных коллективов и ансамблей из Аргентины, Грузии, Ирана, Турции, Франции, Японии. Звучали русские народные песни, восточные мелодии, китайский гонг, индонезийский гамелан.

В павильонах можно было получить консультацию по различным сортам чая от разных производителей и компаний, а также полюбоваться образцами прекрасной чайной посуды знаменитых русских мастеров. Широко представили свой товар и производители сладостей, шоколада, сушек, традиционных русских пряников, особых сортов меда, которые хороши к чаю. Завершением фестиваля послужил дипломатический прием, организованный в усадьбе Кусково, где «за чашкой чая» встретились представители многих дипломатических миссий в Москве.

В мае 2004 г., а затем в мае 2005 г. на Васильевском спуске вновь проходил Всемирный фестиваль чая. Москвичи и гости столицы могли наблюдать чайные церемонии в национальных павильонах России, Китая, Японии, Индии, Африки. Ближнего и Среднего Востока, поучаствовать в дегустации сотни чайных сортов, полюбоваться театрализованными выступлениями художественных коллективов разных стран, даже кукольного театра и бродячего цирка. Фестиваль стап обретать черты традиционного ежегодного праздника россиян.

Россия велика, и свои традиции чаепития складывались у разных ее народов и в разных регионах. Ниже приведено несколько характерных национальных рецептов чая — татарских, калмыцких, бурятских.

Стоит отметить, что бурятский способ, похожий на монгольский, освящен многовековыми традициями буддийских монахов. Главным в процессе приготовления чая является нравственное состояние души человека, который занимается этим. По существу это — церемония. При кипячении чая его энергично помешивают снизу вверх для насыщения настоя кислородом и «приобщения к гармонии природы». А для приготовления размельчают специальным ножом плиточный зеленый чай, помещают его в холодную воду и ставят на огонь. Как только вода закипает, в нее добавляют коровье или овечье молоко, кусочки топленого внутреннего говяжьего жира, а также предварительно обжаренные и перетертые зерна пшеницы, соль по вкусу.