Британские чайные плантации

Чайные плантации на Цейлоне возникли в силу непредвиденных обстоятельств. В конце 80-х годов XIX в. плантации кофейных деревьев на этом острове, которые быстро расширялись, пали жертвой неизвестного ранее микроскопического организма, поразившего листву деревьев. Не находя защиты от этой напасти, Лондон срочно «переквалифицировал» кофейные плантации в чайные, используя ассамскую разновидность чайного дерева. Уже в 1891 г. в Лондон поступила первая партия цейлонского чая, который сразу же получил высокую оценку.

Производство чая и торговля им становились крупным и престижным бизнесом, который приносил не только славу, но и большие доходы. К началу XX в. потребление чая в Англии составляло 7 фунтов на человека в год. Отмечу для сравнения, что в то время в России, где также очень полюбили чай, в год на человека приходилось лишь около фунта чая.

Диктуя свои условия Китаю и развивая свое чайное производство, Англия стала выходить за пределы самодостаточности и развернула поставки в другие страны, успешно используя свой опыт «законодателя чайной моды». В самой Англии эта мода постоянно эволюционировала. В конце XIX в. сформировалась традиция чаепития в специальных комнатах при булочных, молочных магазинах и даже при табачных лавках. В чайных комнатах подавали также холодные и горячие закуски, кондитерские изделия, играла музыка. А в начале XX в. англичан как вихрь закружило аргентинское танго. Хладнокровные по натуре англичане так увлеклись стремительными ритмами танго, что в 1910-х годах самозабвенно танцевали под звуки оркестра, начиная сразу после полудня, в громадных холлах самых фешенебельных гостиниц Лондона. И в эти же часы им подавали лучшие «чаи после полудня» с различными сладостями. Танцы сменяли выступления камерных оркестров, пианистов, скрипачей. И при этом все пили чай, причем в больших количествах.

Первая мировая война резко нарушила благополучную жизнь Англии. Возникали серьезные затруднения и в последующие годы, но все это не подорвало тягу англичан к ставшей привычной «капофти» (чашке чая).

Показательно, что когда разразившаяся Вторая мировая война поставила британцев на грань выживания, Уинстон Черчилль, возглавив правительство, распорядился в числе прочего рассредоточить чайные запасы страны по более чем 500 складам. Чай служил важным фактором выживания и боевого духа. Но Вторая мировая война, так или иначе, повлияла на привычный образ жизни британцев и их пристрастия. Появление в стране массы людей из континентальной Европы и особенно американцев размывало их «островной менталитет» и их традиции. Солдаты и офицеры союзнической армии США были в течение нескольких лет расквартированы по многим районам Британских островов и везде вносили чужеземный дух.

В Лондоне, других центрах страны рос спрос на пиво и коктейли, на «Кока-Колу» и «Пепси-Колу» вдобавок к чисто американским закускам типа «фастфуд», что отодвинуло чай на второй план. А после окончания войны все еще популярным чайным залам бросили вызов новомодные полутемные кофейные бары со всевозможными коктейлями и другой экзотикой. Хорошо помню 50-е годы, проведенные в Лондоне, когда постепенно пустели закусочные-чайные «Лайонс корнер», а в них всегда подавали хорошо приготовленный чай.

Был период в жизни британцев, когда под воздействием новых веяний они, казалось, потеряли интерес к чаю, но это было недолго, к тому же широкое население в глубинных промышленных и сельских районах, где чай прочно оставался в почете. Уже к концу 70-х годов ясно обозначилась новая тяга к привычной и надежной «кап-офти», которая «и освежит, и ободрит», будь то поутру дома, на рабочем месте, в поезде, в гостинице или закусочной, а то и на прогулке — из термоса вместе с бутербродом.

Добавлю как свидетель этого, что в деловых, научных, политических кругах Лондона, не говоря уже об аристократии, чаепитие вновь становилось массовым явлением, оставаясь по-прежнему в определенном смысле слова признаком «хорошего тона».

Чай высоких сортов, приготовленный должным образом и красиво сервированный, всегда радует участников совещаний, конференций, приемов и коктейлей. Ароматный свежезаваренный чай непременно подают на переговорах и деловых беседах, а «перерывы на чай» в ходе конференций создают прекрасные возможности для неформального общения участников. Чай прекрасно выполняет роль доброго и бескорыстного посредника.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что на протяжении всей истории чая в Англии мы видим особенное внимание к нему королевского дома. Если упоминавшаяся Катерина Браганца, супруга Карла II, познакомила придворных с чаем, то королева Виктория, правившая Британией большую часть XIX в., сделала чаепитие своего рода «королевским ритуалом». Ее перу принадлежит книга «Tea Moralities» («Чайный этикет»), в которой устанавливались довольно строгие нормы поведения в обществе, особенно во время чаепития. Виктория была поклонницей отборного индийского чая, и в ее честь был назван один из лучших сортов чая «Дарджилинг».