Британский чай

Чай как необычный восточный товар появился в Западной Европе в 1610 г.: его привезли в Лиссабон португальские мореплаватели из Китая. Этот товар с богатыми, как говорили многие, лечебными свойствами быстро подхватили голландцы, торговавшие широко по всей Европе. Через них он попал и на Британские острова. Англичане не сразу влюбились в чай, поскольку вначале их увлек кофе.

В первой половине XVII в., когда португальцы и голландцы стали регулярно привозить чай из Китая, в Лондоне процветала мода на кофе, популярный также во Франции, Испании, Португалии, Нидерландах. Для верхушки английского общества «кофейни», которых тогда открылось множество, служили своего рода «мужскими клубами». В них собирались знатные джентльмены, банкиры, биржевики, политики, журналисты, обсуждая за кофе дела и новости, совершая сделки. Дамам вход в них был запрещен.

Первым, кто открыл продажу чая в Англии, был Томас Гаравей, имевший в лондонском «сити» небольшой магазин на Эксчейндж элли. Закупив у голландских купцов 140 фунтов чая, он известил о его продаже с аукциона через объявление в еженедельнике «Меркуриус политикус» за 23—30 сентября 1658 г. В нем пояснялось, что это «прекрасный, одобренный всеми врачами китайский напиток, именуемый китайцами «ча», другими народами «тей». С этого началось торжество чая на Британских островах. Это был зеленый чай, рассыпной и прессованный. Называть его стали по-английски: «ти» (tea).

Расширяя торговлю невиданным ранее китайским продуктом, Гаравей выпустил двумя годами позже рекламный листок, в котором описывал его свойства. За¬явив, что чай способен излечить от любой известной болезни, он уточнял: «...сделать тело подвижным и эластичным... избавить от головной боли, головокружения и тяжести в желудке... снять спазмы дыхания... прояснить зрение... изгнать мрачные сны, просветлить голову и укрепить память... хорошо помогает при простуде, водянке, цинге и устраняет инфекцию».

Постепенно в Лондоне наряду с «кофейнями», где стали подавать также чай, возникали комнаты, предназначаемые только для чая, которые оказались более демократичными: в них было приличным появляться и дамам, чем они быстро воспользовались.

Росту моды на чай способствовало то обстоятельство, что английский король Карл II женился в 1662 г. на португальской принцессе Катерине Браганца, которая среди своего приданого привезла в Лондон большой короб чая. Она любила пить чай и широко угощала чайным напитком придворных дам, придавая ему значимость особого светского угощения.

Отметим здесь попутно, что шотландские аристократы, державшиеся обособленно от Лондона, познакомились с чаем только в 1680 г., после того как моду на чай привезла им побывавшая в Голландии Мария, герцогиня Йоркская. Однако распространению этой моды в Шотландии долгие годы препятствовали предубеждения, будто бы чай вредит здоровью и к тому же он «чересчур дорог» и тем самым разорителен для казны. Любителей чая одно время даже преследовали как «преступников». С годами увлечение чаем взяло верх, и шотландцы стали подобно англичанам, помногу пить чай. Оценили чай и ирландцы, валлийцы.

В 1706 г. у стен лондонского «сити» открылась «Кофейня Тома», владельцем которой был Томас Твайнинг. Несмотря на название, в этом заведении широко продавали вразвес чай и угощали им посетителей, в том числе дам. Ставшее популярным заведение было переименовано в 1717 г. в «Голден лайен» («Золотой лев»), и так стоит по сей день. А семейная компания «Твайнингс», уже в девятом поколении, продолжает успешно торговать чаем, завоевав клиентов по всему миру.

Увлечение англичан чаем долго сдерживали очень высокие цены на него, которые были результатом введенных королем пошлин на популярные импортные товары. В результате невероятно широко стала развиваться контрабанда чая, который доставляли через Ла-Манш из Нидерландов, причем самыми разными скрытными путями: на торговых судах, различных частных парусниках, рыбацких лодках. При этом появилось множество подделок под чай. Десятки лет шла борьба с контрабандой чая, но страсть к чаю не уменьшалась. В итоге власти пошли на снижение пошлин. А потребление чая в стране, составившее в 1701 г. 66,7 тыс. фунтов выросло в 1781 г. до 4915,5 фунтов, т.е. в 73 раза за 80 лет. Чай прочно вошел в быт англичан, сильно потеснив не только кофе, но также традиционные эль и новомодный тогда джин.

Чай из Китая поставляли в английские порты суда Ост-Индской компании, созданной еще в 1600 г. решением королевы Елизаветы I. Эта, в своей основе торговомореходная компания, получившая среди англичан фамильярное имя «Компании Джона», быстро развивалась, тем более что ей были даны грандиозные административные полномочия: монополия на всю торговлю к Востоку от мыса Доброй Надежды и к западу от мыса Горн.