Фирменные чаи в современной России

В последние годы в России появилось великое изобилие фирменных брендов и сортов чая от иностранных и отечественных производителей. Трудно дать в сжатой форме их описание и тем более охарактеризовать огромную массу чайных сортов. Пристрастными могут показаться какие-либо оценки: известно, что о вкусах не спорят. Речь поэтому будет идти о наиболее очевидных современных чайных предпочтениях россиян. Соответственно ниже приведен лишь основной ассортимент чаев, получивших распространение в России в начале нового века.

В период существования Российской империи население увлекалось более всего разнообразными китайскими чаями, из которых самыми модными были «цветочные» да еще «фамильные», и только знакомилось с сортами индийского и цейлонского чаев. С началом со-ветской эпохи выбор оказался ограничен почти целиком чаем отечественного производства. Иногда в него подмешивали для повышения сортности импортные индийский и цейлонский чаи. Редкой радостью был чисто индийский чай, упакованный в пачку «со слоником».

Окончание советской эпохи привело к обрушению и собственного чайного производства. В начале 90-х годов XX в., когда полки российских магазинов были пусты, на¬чался завоз в Российскую Федерацию разнообразного зарубежного чайного товара, в котором быстро определилось престижное положение упаковок чая от лучших английских чайных домов. Ширился завоз цейлонского чая. Создавались шаг за шагом собственные чайные компании, некоторые из них образовались на базе существовавших чаеразвесочных фабрик и других структур, связанных с чаем советского времени и со старыми кадрами чайного дела. Однако большинство возникало «с чистого листа»:

В 1995 г., после большого провала с импортом чая в новую Россию, на главные позиции в торговле чаем вы-шли две впервые возникшие частные компании — «Никитин» (холдинг «Альфа-Группа») и «Майский чай». Конкуренцию им составляли, прежде всего «Группа МГФ», распространявшая цейлонский чай «Дилма», и около двух десятков других импортеров чая, в основном индийского. В обстановке обнищания населении расцвел импорт дешевого «серого чая» — сомнительных смесей некачественного или подпорченного грузинского, турецкого, иранского чаев в фальшивых упаковках под «Липтон», под «Брук Бонд» или «Дилма» либо просто в упаковках «со слоником».

Увеличение в 1997 г. пошлин на импорт фасованных чаев стимулировало возрождение и обновление производств на чаеразвесочных фабриках Москвы, Рязани, Уфы, Иркутска, Новосибирска, которые стали самостоятельными или оказались в руках компаний «Никитин» и «Майский чай», а также создание новых чаеразвесочных предприятий.

По инициативе российских предпринимателей возникли Чайная ассоциация России, затем ассоциация «Росчайкофе» и некоммерческое партнерство «Международный чайный альянс», которые заключили в свои объятья крупнейших операторов чая и стали претендовать на роль «законодателей российской чайной моды». На повышение качества чайного товара было направлено решение Министерства сельского хозяйства РФ о со-здании Центральной дегустационной комиссии по чаю, кофе и напиткам на их основе.

По объемам продаж чая за период 2001—2004 гг. в России лидировали петербургская компания «Орими Трейд», московские компании «Майский чай» и «Гранд», англо-голландская компания «Юниливер СНГ» (чай «Липтон», «Брук Бонд», «Беседа»), английский «Ахмад». За ними следовали Уфимская чаеразвесочная фабрика («Теастан»), Московская фабрика («Никитин»), «Дилма», фирмы «Восточный купец», «Императорский чай», «Русская чайная компания», «Фореман», «Люта», «Юга», «Амтел», ряд других.

Крупными дистрибьюторами чая стали фирмы «Сапсан», «Чай Кофе Бакалея», торговый дом «Гранд» с ассортиментом во многие сотни сортов, Каталог дистрибьютора чая развернувшие по всей стране поставки чая и кофе разных марок и брендов. Энергично вышли на российский рынок чая московский дистрибьютор ООО «Планета Чая», предлагающий чаи от более чем трех десятков компаний, и подмосковный «Авалон». Список может быть продолжен.

Чайные прилавки магазинов запестрели яркими упаковками совершенно новых для России сортов. Так, компания «Майский чай» выпустила обширную серию цейлонских чаев «Корона Российской империи», компания «Юта» — серию «Императорский чай» с чаями из Шри-Ланки, Индии, Индонезии, Китая, а компания «Никитин» — свои серии, в основном индийского чая, брендов «Никитин» и «Купеческий». Интересный набор популярных сортов чая интриговал покупателя на специальных прилавках «Русской чайной компании»: в него вошли высококачественные сорта чая «Дарджилинг», «Ассам», цейлонского, китайского, японского. А компания с экзотичным именем «Сибирский чай» торговала в действительности индийским чаем, называя его «Дворянским» и «Губернаторским».

Обилие сортов, созданных новыми российскими чайными компаниями, радует и одновременно озадачивает. Преимущество многих из этих сортов в том, что они предлагаются по невысокой цене и ориентированы в значительной мере на установившиеся вкусы россиян старшего поколения. Сохраняется особое уважение к рассыпному черному листовому чаю, преимущественно индийскому и цейлонскому, как и к престижным маркам такого чая из Лондона. Соответственно поставщики чая учитывают это наряду с другими особенностями российского рынка.

В тон привычному для россиян понятию, что чай крупного листа особенно хорош, предлагается много крупнолистового чая из Шри-Ланки. Все еще эксплуа-тируется ностальгия по «тому индийскому чаю в упаковке со слоником», который когда-то было очень трудно купить. Также явно эксплуатируется разгоревшаяся среди многих чаевников любовь к чаю, сдобренному маслом бергамота и различными другими ароматизаторами. Молодое поколение особенно завлекают многообразием ароматизированных чаев и чаев с экзотическими добавками под экзотичными названиями.

Признаем также, что быстро вошли в моду удобные в быту чайные пакетики разовой заварки. Постепенно получает признание и гранулированный чай, дающий крепкий насыщенный настой. Неуклонно растет интерес к зеленым и красным китайским чаям, как обладающим особенным оздоровляющим эффектом. Формируется спрос на качественные чаи, в том числе эксклюзивных сортов, и на особенные китайские чаи «ручного изготовления», в основном со стороны новой российской элиты.

Изучая прайс-листы фирмы «Сапсан», в котором выбор различных упаковок чая от более чем трех десятков компаний приближается к тысяче наименований, невольно теряешься, какому чаю отдать предпочтение. Да и полки крупных универсамов заставлены десятками брендов и сортов чая, причем преобладают упаковки от английских, ланкийских и индийских компаний.

В российских торговых каталогах 2004 г. чай был ши¬роко представлен во всем его разнообразии фирменных марок: «Аджио», «Акбар», «Амтел», «Ахмад», «Баловень», «Батик», «Беседа» (компания «Юниливер»), «Бодрость» (компания «Русский продукт»), «Бомондъ», «Брук Бонд» (от «Юниливер»), «Верблюд», «Восточные Мотивы», «Восточный Купец», «Гокал», «Гордон», «Гранд», «Гринфилд», «Джаф Ти», «Дилма», «Золотая Чаша», «Кама Сутра», «Конфуций», «Императорский», «Импра», «Инду», «Китайский монах», «Куалити», «Купеческий», «Липтон» (от «Юниливер»), «Лисма», «Люта», «Маброк», «Майский чай», «Мастер Тим», «Мессмер», «Милфорд», «Млесна», «Монарх», «Морнинг Салют», «Надин», «Нести», «Никитин» (Московская чаеразвесочная фабрика), «Ньюби», «Олинда», «Омега», «Пиквик», «Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» (все «принцессы» от компании «Орими Трейд»), «Равана», «Ранчай», «Ри дженси Ти», «Русская чайная компания», «Русский чай», «Санчай», «Северная чайная компания», «Северо-Западная чайная компания», «Септорг», «Сибирский чай», «Твайнингс», «Теастан», «Тетли», «Тонус», «Тот Самый Чай» (от Московской чаеразвесочной фабрики), «Фосман», «Хайсон», «Хеладив», «Хэйлис», «Хилтоп», «Чайная Долина», «Черный жемчуг», «Шери», «Эдвин», «Юта» и др.

К этому перечню стали добавляться марки «Бета Ти» (Beta Tea), «Дали» (Dali), «Джей» (Jay), «Добрыня Никитич», «Зеста» (Zesta), «Марсель» (Marcelle), «Сэр Кент», «Чайный Сад», «Челтон» (Chelton) и др.

Компании в целом охватывают как Центр, так и Север, Северо-Восток страны. Юг, Сибирь и Дальний Восток. Чайный товар они рекламируют столь же широко, в том числе через Интернет. Под брендом каждой из этих компаний значится ряд качественных чаев. В то же время многие предлагают также ряды недорогих, но вполне добротных чаев «на каждый день».

На полках некоторых дорогих супермаркетов можно найти также упаковки чая, изготовленного для рынков Западной Европы и Америки. Стоит отметить среди них высококачественные чаи английских компаний «Тейлоре оф Харрогейт», «Джексоне оф Пикадилли», «Кертис энд Патридж» и разные сорта традиционного русского чая «Кузмичёфф», воспроизведенного во Франции после революции 1917 г., и дореволюционного российского чая «Высоцкий», который ныне обрел родину в Израиле. Можно обнаружить также много недорогих китайских и японских чаев, поставляемых в Россию французской торговой фирмой «Лидер-прайс».

Не пытаясь объять необъятное, рассмотрим характеристики фирменных чаев, наиболее часто присутствующих на полках современных магазинов и универсамов в следующих статьях.